Только после прочтения книги Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго», поняла, за что прошел лагеря автор, почему не издавался его роман…
На западе книга удостоена высшей из литературных наград мира – Нобелевской премии.
Книга об одном человеке – Юрии Андреевиче Живаго, о его жизни, любви. Он записывал все свои мысли, пытаясь понять смысл жизни.
Что же такого в жизнеописании одного человека? И только на последних страницах книги становится все ясно.
Двое друзей доктора прошли лагеря, участники войны в своем разговоре высказали о самой войне:
«…вообрази, весь этот кровавый ад был счастьем по сравнению с ужасами концлагеря, и вовсе не вследствие тяжести условий, а совсем по чему-то другому…
…Не только перед лицом твоей каторжной доли, но по отношению ко всей предшествующей жизни тридцатых годов, даже на воле, даже в благополучии университетской деятельности, книг, денег, удобств, война явилась очистительной бурею, струей свежего воздуха, веянием избавления.
…коллективизация была ложной, неудавшейся мерою, и в ошибке нельзя было признаться. Чтобы скрыть неудачу, надо было всеми средствами устрашения отучить людей судить и думать и принудить их видеть несуществующее и доказывать обратное очевидности. Отсюда беспримерная жестокость ежовщины, обнародование не рассчитанной на применение конституции, введение выборов, не основанных на выборном начале.
И когда возгореась война, ее реальные ужасы, реальная опасность и угроза реальной смерти были благом по сравнению с бесчеловечным владычеству выдумки и несли облегчение, потому что ограничивали колдовскую силу мертвой буквы.
Люди не только в твоем положении, на каторге, но все решительно, в тылу и на фронте, вздохнули свободнее, всею грудью, и упоенно, с чувством истинного счастья бросились в горнило грозной борьбы, смертельной и спасительной.
- Война – особое звено в цепи революционных десятилетий. Кончилось действие причин, прямо лежавших в природе переворота. Стали сказываться итоги косвенные, плоды плодов, последствия последствий. Извлеченная из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готовность к крупному, отчаянному, небывалому. Это качества, ошеломляющие, и они составляют нравственный цвет поколения.»
Прочитав эти строки, совершенно по-другому осмысливаешь весь роман.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий